Как "чайнику" настроить мотоподвес

Сразу оговорюсь, что данная статья не претендует на научный подход и написана исключительно в помощь новичкам, не имеющим опыта в настройке мотоподвеса. Рекомендуется использовать для настройки антенну 90 см, так как ее настроить несколько проще. Антенны большего размера более чувствительны к погрешностям в настройке, антенны меньшего размера выдают меньший сигнал. Статья рассчитана на людей, которые представляют, как настроить спутниковую антенну без мотора, и ориентируются в основных настройках ресивера (спутникового приемника). В статье специально не использовано большинство терминов, дабы не усложнять понимание материала.

Для того чтобы настроить мотоподвес, необходимо в первую очередь очень хорошо представлять, как работает эта система. Поэтому сначала немного теории.

ГЕОСТАЦИОНАРНАЯ ОРБИТА

Геостационарная орбита

Все спутники, используемые для передачи телевизионного сигнала, а также Интернет потоков располагаются вокруг земли на геостационарной орбите. Высота, направление и скорость движения спутника рассчитаны таким образом, что период обращения спутников вокруг Земли составляет 24 часа, а сама орбита располагается над экватором. Это позволяет каждому спутнику как бы "зависать" над одной и той же точкой земной поверхности. Поэтому если бы мы могли видеть геостационарные спутники, то они бы казались нам неподвижными точками в небе. Каждый спутник имеет свою орбитальную позицию, эта позиция определяется меридианом, над которым он располагается. Например, известный спутник Eutelsat W4 находится над меридианом 36 градусов восточной долготы, поэтому его позиция пишется 36E (E - East, по-английски "восток"). Для наблюдателя, находящегося в районе экватора, эти спутники "выстроятся в линию над его головой, проходящую с запада на восток. Для наблюдателя, находящегося в средних широтах северного полушария, спутники будут располагаться по дуге, проходящей в южной части неба и с наивысшей точкой строго на юге. Похожую дугу "рисует" Солнце "перемещаясь" по небосводу в периоды равноденствия, но поскольку плоскости вращения спутников и орбиты Земли разные, эти дуги не совпадают.

Подробнее узнать, что такое "геостационарная орбита" можно здесь.

АЗИМУТ

Азимут

Пожалуй, наиболее важным в настройке мотора является понятие "азимут". Азимутом определенного объекта будет угол между направлением на Северный полюс и направлением на этот объект в горизонтальной плоскости из точки наблюдения. Так, например, азимутом объекта, расположенном на севере будет 0 градусов, строго на востоке - 90 градусов и объекта на юге - 180 градусов. При настройке мотоподвеса необходимо знать точное направление на юг. Для этого рекомендуется скачать программу Satellite Antenna Alignment. Хочется отметить, что истинное направление на юг или север не совпадает с магнитными полюсами земли, поэтому использование компаса не рекомендуется, поскольку он дает только приблизительное представление о сторонах света. Знание направления на юг необходимо в первую очередь для выбора места установки; а главное, для настройки в качестве отправной точки используется именно самый южный спутник. Но не будем забегать вперед.

МОТОПОДВЕС

Мотоподвес или попросту мотор включает в себя две функции - "полярный" подвес и электрический привод.

Полярный подвес называется так потому, что его ось вращения практически параллельна оси вращения Земли. Если Вы представите себе, что стоите на Северном полюсе и видите спутники, то они все будут расположены по кругу вокруг Вас, будучи одинаково удаленными и находящимися под одинаковым углом относительно полярной оси. Следовательно, антенна с мотоподвесом, установленная на полюсе, должна вращаться на оси, параллельной полярной. Но поскольку Вы устанавливаете мотоподвес где-то между полюсом и экватором, то для наибольшего совмещения дуги "описывающей" мотоподвесом и дуги геостационарной орбиты, ось вращения мотоподвеса оказывается слегка наклоненной. Этот угол наклона называется корректирующим углом.

Кнопки

Внутри мотоподвеса находится электродвигатель и блок управления. Питание и команды на блок управления поступают по кабелю от ресивера. По команде ресивера мотоподвес поворачивает антенну на требуемый угол. На большинстве популярных моделей мотоподвесов есть две кнопки. Одна - кнопка сброса мотора в исходное состояние обычно находится в труднодоступном месте, защищающим ее от случайного нажатия. Вторая кнопка позволяет вращать мотор. Если нажать и удерживать эту кнопку, то мотоподвес будет вращаться в одну сторону. Двойное нажатие с удержанием этой кнопки заставит мотор вращаться в противоположную сторону.

Есть одна маленькая хитрость, которая в значительной степени сэкономит Ваше время. Во всех спутниковых системах переключение поляризации в конвертерах осуществляется изменением напряжения, подаваемого в кабель. 13 вольт для вертикальной (левой) поляризации и 18 вольт для горизонтальной (правой). Поскольку для вращения электродвигателя мотоподвеса используется именно это напряжение, то в случае выбора транспондера с горизонтальной поляризацией мотоподвес будет перемещаться примерно в два раза быстрее.

Нулевая позиция

До начала проведения работ по монтажу и настройке обязательно установите мотор в нулевую позицию. Это во многом упростит настройку, и позволит вращаться мотору на запад и на восток на максимальный угол. Для этого соедините ресивер и мотоподвес куском кабеля. Включите ресивер. Нажимая на кнопку управления, поверните мотоподвес в "0" по шкале рядом с "хоботом". Нажмите и удерживайте примерно 15 секунд кнопку сброса. Выключите ресивер. Отсоедините кабель.

"ПЯТЫЙ" УГОЛ НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ

Углы

Поговорим об углах. В первую очередь хочу упомянуть о расхожем утверждении, что опора для установки мотоподвеса "должна быть строго вертикальна". Это заявление верно только в одном случае - если все остальные углы в точности соблюдены, и Вы не собираетесь "настраивать" всю систему, а просто ее повесить. Реально такое невозможно. Отклонение опоры от вертикали в направлении севера или юга компенсируется изменением угла "А". Отклонение опоры в направлении запада или востока компенсируется поворотом всей системы на опоре - "С". Если опора сильно наклонена в сторону запада или востока, то компенсация "С" уменьшает максимальный угол поворота мотора в противоположном направлении. Вывод такой, что вертикальности "на глаз" вполне достаточно.

Поэтому нас интересуют только четыре угла, отмеченные на изображении выше. Пятый угол, угол отклонения опоры от вертикальной оси, значения не имеет.

Итак, коротко об этих углах.

Угол "А" самый важный, это угол наклона полярной оси, с учетом корректирующего угла. Он приблизительно равен 90 градусов минус значение широты места установки. Например, для Ярославля это будет 90 - 57,4 = 32,6. На большинстве кронштейнов мотоподвесов имеется шкала с отметками в градусах. Эти цифры означают либо широту места установки, либо угол "А". На некоторых моторах имеются обе шкалы. Прежде чем приступать к сборке и монтажу, выставьте правильный угол на мотоподвесе и подтяните винты.

Угол "С" регулируется вращением мотоподвеса на опоре и позволяет правильно выставить азимут. Если предположить, что опора идеально вертикальна, то "хобот" мотора должен "смотреть" строго на юг и соответственно азимут этого направления будет 180 градусов.

Корректировкой угла "В" компенсируется изменение угла "А" во время основной настройки дуги, ориентируясь по максимальному уровню сигнала.

Положение антенны на "хоботе" мотора "D" корректирует направление на юг в положении мотора "0". Когда мотоподвес переходит в исходное положение, то есть в нулевую позицию, то антенна должна принимать сигнал с самого южного спутника (если в этой позиции есть спутник). Это достигается вращением антенны на "хоботе" мотоподвеса "D".

ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ

Смонтируйте опору. Опора должна быть установлена с таким расчетом, чтобы мотоподвес мог свободно вращать антенну от края до края, при этом на пути вращения не было помех. Опора должна быть закреплена очень жестко, чтобы при порывах ветра положение всей конструкции не изменялось. Учитывайте тот фактор, что антенна с мотором образует более длинный рычаг и оказывает гораздо большее усилие на опору.

Смонтируйте мотор, направьте его на юг, подтяните хомуты, чтобы во время установки антенны на "хобот", он оставался неподвижным. Точное направление на юг можно определить по солнцу. Запустив программу Satellite Antenna Alignment, Вы сможете узнать время, когда солнце займет южную позицию. Не забудьте в программе указать широту и долготу Вашей местности. Если стоят облачные дни, определите приблизительное направление на юг по компасу.

Соберите антенну согласно прилагаемым к ней чертежам. Закрепите антенну на "хоботе" так, чтобы штанга конвертеродержателя была направлена на юг. Закрепляйте антенну как можно выше на "хоботе" чтобы уменьшить нагрузку на подшипник мотора, но с таким расчетом, чтобы при вращении выступающие элементы крепления антенны не касались кабеля и элементов мотоподвеса. Установите конвертер. Стрелка на конвертере должна быть направлена вверх.

Подсоедините кабель от конвертера к разъему мотора с надписью "LNB", от ресивера к разъему с надписью "Receiver". Убедитесь, что кабели надежно закреплены и при вращении не будут повреждены.

Для настройки желательно иметь стрелочный или цифровой индикатор типа Sat Finder, телевизор и спутниковый ресивер. Индикатор включается в разрыв кабеля между мотором и ресивером. Можно произвести настройку и без индикатора, но результат будет с большей погрешностью и потребует больше времени. В настройках ресивера установите протокол USALS и впишите свою широту и долготу.

Теперь Вам необходимо составить список спутников и транспондеров с сильным сигналом. В программе Satellite Antenna Alignment найдите спутник с азимутом наиболее близким к 180 градусам. Убедитесь, что на нем есть транспондеры с достаточным уровнем сигнала. Это будет вершинный спутник. В этом Вам поможет сайт http://lyngsat.com. Выберите транспондер с сильным сигналом (см. карты покрытия на lyngsat) и символьной скоростью 15000 - 35000. Выберите спутники, равноудаленные от вершинного на 5-10 градусов, например, с азимутом 175 и 185 градусов. Также найдите и запишите транспондеры с сильным сигналом и символьной скоростью 15000 - 35000. Проделайте подобную процедуру с другими спутниками с шагом примерно 10 градусов. Желательно чтобы они были равноудалены от вершинного. Если есть возможность, используйте транспондеры с горизонтальной поляризацией. Теперь проверьте, присутствуют ли в меню ресивера, выписанные Вами транспондеры, и добавьте их в случае необходимости. На этом подготовительные работы можно считать завершенными.

ПРИСТУПИМ К НАСТРОЙКЕ

Включите все оборудование. В меню ресивера выберите транспондер, который Вы выписали для вершинного спутника. Если азимут спутника немного отличается от 180 градусов, то мотор слегка повернется. Изменяя положение "С" и угол "В" добейтесь максимального уровня сигнала по индикатору и шкалам уровня и качества на ресивере. Подтяните слегка гайки. Отклоните слегка антенну вверх и вниз. Сигнал должен одинаково уменьшаться в обоих направлениях. Отклоняйте "хобот", не трогая зеркало антенны. Делайте это осторожно, чтобы не повредить мотор. Просканируйте выбранный транспондер, чтобы убедиться, что Вы нашли правильный спутник.

Теперь Вам нужно поочередно выбрать транспондеры с первой ближней к вершинному парой спутников. При этом мотор должен поворачиваться в соответствующем направлении. Отклоните слегка антенну вверх и вниз на каждом из спутников. Запишите, как изменился сигнал в каждом случае.

1. Если сигнал одинаково уменьшался или увеличился в обоих направлениях и на западном и на восточном спутнике, то направление "С" на юг у Вас настроено очень точно.

2. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при отклонении вверх, а на восточном увеличивался при отклонении вниз, то у Вас подвеска смещена восточнее направления на юг. Разверните антенну, выбрав на ресивере вершинный спутник, затем поверните всю конструкцию вместе с мотором (положение "С") немного на запад, а саму антенну на "хоботе" примерно на столько же на восток (положение "D") до появления максимального сигнала и повторите все заново.

Смещение на восток

3. Если на западном спутнике сигнал увеличивался при отклонении вниз, а на восточном увеличивался при отклонении вверх, то у Вас подвеска смещена западнее направления на юг. Разверните антенну на вершинный спутник с помощью ресивера, затем поверните всю конструкцию вместе с мотором (положение "С") немного на восток, а саму антенну на "хоботе" примерно на столько же на запад (положение "D") до появления максимального сигнала и повторите все заново.

Смещение на запад

4. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при отклонении антенны вверх, то угол "А" велик, и его нужно уменьшить, а угол "В" увеличить. Всю манипуляцию лучше проделывать, предварительно развернув антенну на вершинный спутник.

Велик угол А

5. Если же на востоке и на западе сигнал увеличивается при отклонении антенны вниз, то угол "А" мал, и его нужно увеличить, а угол "В" уменьшить. Всю манипуляцию лучше проделывать, также предварительно развернув антенну на вершинный спутник.

Мал угол А

Когда Вы добьетесь правильной настройки с первой парой спутников проделайте то же самое со следующей парой, более удаленных от вершинного спутников. Не спешите сразу переходить к самым крайним спутникам.

В результате сигнал должен одинаково ослабевать на ВСЕХ спутниках при легком отклонении антенны вверх и вниз.

На этом настройку всей системы можно считать законченной. Проверьте еще раз затяжку всех узлов.

Поздравляем с успешной настройкой моторизованной системы!


Thetan76,
март 2009. https://tr76.ru В случае копирования данной статьи, пожалуйста, сохраните эту ссылку.